Ширяева Анастасия Викторовна

E-mail: Nastya-23.06.98@mail.ru

СТЕКЛЯРУС, ПАЙЕТКИ, БУСЫ
Если человека, мало знакомого с бисероплетением, спросить, что он понимает под словом «бисер», то наверняка последует ответ: «это такие маленькие приплюснутые шарики с дырочкой для продевания нитки». Но профессионалу этот вопрос покажется не таким уж простым. Действительно, маленькие круглые «шарики» – наиболее распространённый вид бисера, хотя каких только форм сегодня не существует!

Прежде всего, следует отметить, что бисером традиционно принято считать и стеклярус, пайетки, бусины.

Стеклярус появился практически в то же время, что и «обычный» бисер, но, в отличие от последнего, не завоевал такой популярности. Он представляет собой тонкие стеклянные трубочки, которые, как и бисер, нашивают на одежду и используют при изготовлении украшений. В зависимости от длины различают «рубку», «рубленый бисер» – 2-4 мм длины – и собственно стеклярус, длина которого колеблется от 4 до 35 мм. Края стекляруса очень острые и могут разрезать нить, на которую его нанизывают. Поэтому мастерицы, использующие в работах стеклярус, обычно чередуют его с мелким бисером, благодаря чему острые края становятся безопасными для нити.
МАТЕРИАЛ И РАЗМЕРЫ
Классический бисер – это приплюснутые разноцветные бусины разных цветов, изготовленные обычно из стекла или пластика, со сквозными отверстиями для низания. Наиболее распространённый и дешёвый бисер – пластиковый. Для новичка в бисероплетении он окажется оптимальным, так как достаточно дёшев и, благодаря податливости пластика, представлен самыми разнообразными формами – квадратиками, звёздочками, ягодками и другими фигурками. Используя их, можно сплести самые причудливые украшения. Из-за своей лёгкости такой бисер также очень удобен для плетения крупных изделий, особенно если им необходимо придать форму.

Стеклянный бисер, конечно, дороже хотя бы уже потому, что его создание – более трудоёмкий процесс. Ценится он намного больше, чем пластиковый, но не для всех изделий оказывается подходящим.

Несмотря на то что бисер сам по себе достаточно маленький, он различается по величине. Есть относительно крупный, есть мелкий – seed – и очень мелкий. Самым мелким считается сегодня бисер «делика», который производит японская фирма Miyuki. Само английское слово «seed» буквально переводится как «семя, зёрнышко» и, возможно, название «seed beads» восходит к древней традиции нанизывания мелких блестящих семян на нитку.

Каждому размеру присвоен определенный номер. Чем больше номер, тем мельче бисер. Самый мелкий «seed beads» идет под №12, следующий за ним №13 – это чешский бисер «charlotte», а бисер «delica» фирмы Miyuki – №15.

Японский бисер считается самым качественным, так как крошечные шарики как на подбор одинакового размера и формы. Благодаря этому изделия получаются аккуратными и ровными. А за счёт того, что стенки бисеринок очень тонкие, сплетённые из такого бисера украшения получаются очень лёгкими, воздушными. При этом отверстия в зёрнышках достаточно большие, и работать с таким материалом очень просто, так как не возникает проблем с продеванием нитки, даже если это делается повторно и несколько раз. Именно поэтому лучшие мастера, особенно для плотного плетения, выбирают японский бисер, хотя он очень дорогой и продаётся в маленьких упаковках.

Самым качественным считается японский и чешский бисер. А вот китайский, тайваньский и турецкий может подвести. Бисерины плохого качества линяют и выгорают на солнце, с них быстро сходит краска, так что через полгода украшение может поблекнуть и стать не таким привлекательным.
ЦВЕТ
Цвет бисера сегодня отличается, пожалуй, самым большим разнообразием – современные производители варьируют насыщенность тона, способ нанесения красок и многое другое, стараясь получить новые цветовые эффекты и привлечь внимание покупателя.

Весь современный бисер по густоте и характеру добавляемого в стекломассу красителя делят на прозрачный (Transparent beads) и непрозрачный (Opaque beads). Прозрачный бисер пропускает свет и смотрится водянистым, неброским. Через непрозрачные зёрнышки свет не проходит, они выглядят очень яркими, как будто сделанными из фарфора или покрытыми глазурью. Такой бисер используют чаще всего, особенно при плетении народных орнаментов. Непрозрачные зёрнышки очень прочные, практически не выгорают на солнце и со временем не меняют цвет.

Поверхности бисера уделяется особое внимание. Иногда бисерины оставляют необработанными, неотполированными, и их матовый, глухой цвет в некоторых случаях делает изделия особенно привлекательными. Шероховатую поверхность (Matte beads) иногда делают и специально, обрабатывая зёрнышки химическими веществами.

Производят также бисер с окрашенной поверхностью (Dyed beads). На зёрнышки напыляют краску нужного цвета, и благодаря этому они выглядят очень ярко и весело. Но у такого бисера есть большой недостаток – если напыление некачественное, то оно быстро сотрётся и изделие потеряет или изменит цвет ещё во время его создания. Чтобы оградить себя от этой неприятности, качество бисера следует проверять прямо в магазине. Потерев зёрнышко между пальцами, нужно посмотреть, не осталось ли на коже следов краски, и если нет, то качество бисера можно считать неплохим.

Современные технологии позволяют изготавливать гальванизированный бисер (Galvanized beads). На стеклянные «шарики» наносят непрозрачное гальваническое покрытие, похожее на металлическое. Оно недолговечно, быстро стирается, поэтому из гальванизированного бисера не рекомендуют делать украшения, которые соприкасаются с одеждой или кожей.

Жемчужный бисер (Perl Beads) беловатого, желтоватого и других оттенков делают, напыляя на стеклянные шарики перламутровый краситель. В итоге бисерины становятся похожи на крошечные жемчужины. Современное жемчужное покрытие считается очень качественным и стойким.

Весьма эффектно смотрится в изделии переливающийся бисер (Iridescent beads). Он может быть прозрачным или непрозрачным, но главное – его поверхность переливается, создавая эффект радуги или нефтяного пятна. Такое покрытие по-другому ещё называют «бензиновым».

Современные производители наносят краску не только на внешнюю поверхность бисерин, но и на внутреннюю. Благодаря уникальной игре цветов изделия смотрятся очень необычно. Окрашенные изнутри бисерины (Lined beads) обычно прозрачны, а напыление на отверстии создаёт иллюзию стерженька внутри. При этом краска может быть как того же, что и бисер, цвета, так и другого. Большой недостаток такого бисера в том, что, испытывая трение нити или лески, он быстро теряет «внутренний» цвет, и изделие из цветного превращается в полупрозрачное.

Разновидностью окрашенного можно считать зеркальный бисер (Rocaille beads). Он тоже прозрачен, но поверхность отверстий покрыта специальным составом, создающим зеркальный эффект. Напыление достаточно стойкое, поэтому зеркальный бисер можно смело применять при изготовлении украшений.

Наряду с одноцветным широко используется многоцветный бисер. Благодаря своей пестроте и праздничности он оказывается незаменимым при плетении ярких и оригинальных украшений. Широко известна одна из его разновидностей – так называемый рождественский, или полосатый бисер (Christmas/Striped beads). Около 100-300 лет назад такие «шарики» умели делать только венецианские мастера. Полосатые бусины очень ценились среди африканцев, поэтому большая часть товара уходила на сбыт «диким» африканским племенам. Сегодня рождественский бисер используют для создания броских, ярких украшений.
ФОРМА
Сегодня производители предлагают бисер, самый разнообразный не только по цвету, но и по форме.

Бисерина классической формы – немного приплюснутая, так что её вид сбоку напоминает овал.

Выпускают и круглый бисер. Он больше похож на бусины, только очень маленькие, и хорошо подходит для плетения колье и перстней. Овальный бисер, который также предлагают производители, похож на маленькие рисинки и часто используется в плетении браслетов, подвесок, кулонов.

Для украшения одежды очень хорошо подойдёт плоский бисер. Он действительно плоский, как будто на ещё тёплые бусины поставили пресс, и под его тяжестью они сплющились. Такой бисер может быть круглым, с отверстием поперёк, какие бывают у пуговиц, или же овальным, с отверстием вдоль бисерины, через всю толщу стекломассы.

Со времён процветания богемских мастеров гранёные бусины не были забыты, и сегодня рукодельницы продолжают использовать гранёный бисер в своих работах. Он может иметь множество граней, как бусина, и напоминать крошечные кристаллики. Но граней может быть и меньше, как, например, в треугольном, кубическом или шестиугольном бисере.

Изобретательные производители стали выпускать бисер с гранями не только на внешней, но и на внутренней стороне, так чтобы отверстие в сечении оказывалось не круглой, а, например, треугольной или квадратной формы.

Относительно недавно появился бисер новой формы – в виде капельки. Отверстия в таких бисеринах смещены в один конец, тот, который поуже. Новинка сразу была оценена по достоинству. Особенно хорош такой материал оказался при низании жгутов и при отделке краёв украшения или концов подвесок.

Конечно, перечисленные формы не исчерпывают то многообразие, которое предлагает современный рынок, – одна за другой появляются новые разновидности бисера, которым мастера сразу же находят достойное применение.
КАК ВЫБИРАТЬ И ХРАНИТЬ БИСЕР
Бисер всегда был недешёвым материалом. Таким он остаётся и сегодня, если, конечно, это хороший бисер.
Самым качественным принято считать бисер из стекла, именно поэтому он сегодня самый дорогой. В ХХ веке самым известным производителем стала Чехия, она поставляла стеклянные «шарики» в Европу и Россию. Сейчас чешский бисер встречается немного реже, а рынок заполонила индийская и турецкая продукция – пластмассовый бисер, который очень часто бывает некачественным.

При покупке бисер необходимо обязательно подержать в руках, легонько растереть пальцами. Если на коже после этого остались едва заметные следы краски, то такой материал лучше не брать. Украшение, сделанное из него, очень быстро потеряет цвет и сделается прозрачным. Единственный вид рукоделия, где может пригодиться «линяющий» бисер – это изготовление картин. В них благодаря своей неоднородной окрашенности он может передать переходные едва уловимые оттенки.

Следует обратить внимание и на размер бисерин. В пачке бисер должен быть калиброванным – приблизительно одного размера и формы. Если же бисерины разные – одни круглые, другие продолговатые, а некоторые вообще с ломаными краями – то от такого материала лучше отказаться. Он может подойти только при плетении в технике «кораллы». Другие изделия из него будут выглядеть неровно и неаккуратно.

Обычно украшения делают из бисера нескольких цветов. В этом случае при подборе материала стоит обратить внимание на размер бисерин в разных пачках – он должен быть одинаковым, в противном случае готовое изделие получится «перекошенным». Есть, конечно, случаи, когда бисер разных размеров используется намеренно, но тогда при составлении рисунка и формы украшения возможная деформация изделия обязательно должна учитываться.

При покупке стекляруса также важно обратить внимание на качество – края не должны быть ломаными. Изделия из такого материала получатся неряшливыми. Плохо, если «трубочки» расщепляются по длине – в готовом украшении такой стеклярус через какое-то время слетит с лески или нитки.

Наряду с размером и формой бисерин очень важным остаётся и качество отверстий. Они должны быть чистыми и приблизительно одинакового диаметра – только в этом случае их легко будет использовать. Если отверстия перекрыты капельками пластмассы – это уже дефект, который может затруднить процесс плетения. Надо попробовать протолкнуть иголкой «преграду», и если это получается легко, то такой бисер можно купить. Если же капельки не выходят или выходят, но с трудом – стоит отказаться от такого материала. Он будет ломаться и давать трещины, тормозить работу и раздражать.

Отверстия в бисеринах не должны быть очень маленькими, особенно если при плетении используется вощёная нитка. Иначе иголка будет проходить через дырочки с трудом, и от этого бисерины начнут ломаться. В некоторых случаях расширить отверстия, конечно, можно, если продеть в шарик нитку и многократно потереть о его внутреннюю поверхность. Но на это уйдёт много времени.

Хранить украшения из бисера желательно в защищённом от прямых солнечных лучей месте, так как на солнце бисер может выгореть и потерять яркость. Особенно это относится к бисерным картинам, панно и другим изделиям декоративно-прикладного характера.

Запылившееся изделие из бисера нужно периодически чистить. Ни в коем случае нельзя протирать его спиртосодержащими растворами, так как цвет бисера от этого может поменяться. Если украшение сплетено на леске, то его смело можно класть в воду и промывать. Ниточную основу лучше не подвергать такой процедуре. Нитка размокнет, растянется и может быстро порваться. Пыль в таких случаях лучше удалять сухой салфеткой или кисточкой.

Стоит обратить внимание на то, что важно следить не только за изделиями из бисера, но и за ещё не использованным бисером. Хранение в плохих условиях отнюдь не улучшит его вид. Поэтому сегодня предлагаются ёмкости разного объёма, формы и цвета, в которых качество бисера даже при долгом хранении не пострадает.

Не стоит пытаться расширить отверстие бисерины прокалённой иглой – зёрнышко от этого может лопнуть. По той же причине не стоит этого проделывать и с жемчужинами. Пусть они не расколются сразу, но получившиеся при термообработке микротрещины всё равно со временем к этому приведут.

Чтобы проверить бисер на устойчивость цвета, можно нанизать несколько бусин на нить и поместить на 8 часов низку в насыщенный раствор стирального порошка, содержащего отбеливающие вещества. Если бисер изменит цвет, по крайней мере, будет известно, каким он станет со временем под действием солнечных лучей.

ИНТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БИСЕРОМ. СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ БИСЕРА.
Для низания можно использовать леску, вощеные нитки, проволоку, синтетические нити (капрон, нейлон, полиамид и др.). Проволока подходит для изготовления каркасов брошей и серег. Изделия на леске удобно низать, так как можно работать без иглы, но в носке такие вещи неудобны – они слишком жестки и топорщатся. Хлопчатобумажные и льняные нити для лучшего скольжения вощат. Для вощения растопите на водяной бане воск, поочередно опустите в него нарезанные по 150-200 см нити. Вынув нити из воска, прогладьте их пальцами, чтобы удалить излишки воска. Очень удобно низать на синтетические нити – они достаточно мягки и прочны, хорошо скользят, поэтому не нуждаются в вощении.

Иглы.
Иглы для бисера используют самые тонкие (№ 0-1). Если игла с трудом проходит через бисеринки, ее ушко можно немного подточить наждачной бумагой. Существуют сорта бисера, для которых любая игла оказывается слишком толстой. В этом случае рабочий конец нити на 5-10 см смазывают клеем (подойдет любой универсальный клей – «Момент», БФ, «Феникс* и др.), выравнивают нить пальцами, приглаживая ворсинки и снимая излишки клея, и хорошо просушивают. Таким жестким проклеенным концом можно работать как иглой.
Ножницы.
Для работы необходимы хорошие ножницы, в том числе и маникюрные, остро заточенные, с тонкими сходящимися концами.
Бисер.
Бисер – мелкие круглые, граненые, вытянутые или сплюснутые бусинки из стекла, металла, фарфора, пластмассы с отверстиями для нити.
Стеклярус.
Стеклярус – стеклянные трубочки различной длины. Здесь и далее обозначим стеклярус буквами в зависимости от его длины: А – длиной 1-3 мм, Б – длиной 4-5 мм, В – длиной 6-7 мм, Г-длиной 10 мм, Д-длиной 20 мм.
Стеклярус может иметь прямой и косой срез. Для низания больше подходит стеклярус с прямым срезом.
И бисер, в стеклярус могут быть различных видов: прозрачные, с зеркальным блеском, с радужным переливом, с шелковым блеском, перламутровые, матовые, с металлическим блеском, Для сборки изделия старайтесь использовать бисер и стеклярус с разным характером блеска – это придаст вещи дорогой и изысканный вид. Применение только прозрачного материала создает эффект «леденца», только матового – дешевой пластмассы.
Нитковдеватель.

Нитковдеватель – специальное приспособление, которое облегчает вдевание нитки в иголку. Для низания нитковдеватель можно использовать вместо иглы в тех случаях, когда игла не проходит через бисеринку. Желательно иметь несколько нитковдевателей различной толщины. Проволочка нитковдевателя часто выпадает в процессе работы, поэтому перед работой закрепите ее, ударив молотком по месту крепления.
Круглогубцы.

Небольшие круглогубцы необходимы для красивого сгибания и закручивания проволоки при работе с бисером в технике плетения.
Пинцет.
Пинцетом с тонкими концами удобно протаскивать нитку сквозь отверстия бисеринок при работе без иглы, а также отделять торговые застежки от цепочек.
Застежки.
Застежки можно купить отдельно, либо отделить от дешевых цепочек с помощью пинцета. Наиболее красивы фигурные разъемные застежки, наиболее надежны – завинчивающиеся.

При покупке материалов обратите внимание на то, где они произведены. Самый лучший бисер и стеклярус – чешского производства, вьетнамский и турецкий, говорят, трескается и рассыпается на морозе, тайваньский иногда может обесцвечиваться, его покрытие быстро слущивается.

Недобросовестные торговцы иногда подкрашивают бисер неводостойкой краской.
Это легко обнаружить по цветному налету на внутренней стороне пакета, кроме того, окрашенный бисер пачкает влажные руки.

В создании изделия используют и различные бусины, в том числе и из натурального камня. Натуральные камни, ввозимые из Индии и Китая, тоже могут быть подкрашены неводостойкими красками. Определить это можно по цвету нити -основы для бус: она будет слегка окрашена в цвет камня, да и на руках останется цвет­ной налет.

Если вы все же приобрели подкрашенные материалы – не отчаивайтесь. Бисер и подкрашенные камни можно вымыть (это касается и старого грязного бисера). Для этого снимите бисер (бусины) с нити, насыпьте на лоскут тонкой ткани, свяжите ее концы в узелок. Удерживая узелок в правой руке, намочите его и опустите в сти­ральный порошок (имитации жемчуга с порошком мыть нельзя). Легкими вращательными движениями потрите узелок левой рукой. Прополощите теплой водой. По­вторите эту процедуру несколько раз, пока вода, стекающая с узелка, не будет чистой.
Узелок слегка отожмите, аккуратно разверните и высыпьте бисер на пористую впитывающую бумагу или ткань для просушки.

Хранить бисер и стеклярус удобно во флаконах из-под лекарств, коробочках от драже «Тик-так» и любых других емкостях с крышками и пробками. Для работы бисер можно насыпать в чайные блюдца, но удобнее использовать прямоугольные коробочки из-под плавленого сыра, сметаны. Коробочки хорошо вымойте с мылом, затем ножницами срежьте загнутый край – чтобы во время работы за него не цеплялась нить. Работать лучше на гладкой однотонной поверхности – либо на столешнице, если она достаточно ровная и гладкая, либо застелить крышку стола большим листом чистого картона (бумаги).

Бисерное рукоделие – работа изящная и тонкая, требующая внимания и напряжения глаз. В прежние времена мастерицы, работавшие с бисером, часто теряли зрение. Это происходило, по-видимому, из-за больших объемов работ при плохом освещении. Чтобы не рисковать своим зрением, хорошо осветите рабочее место: включите общее освещение и настольную лампу (кстати, она не помешает и в дневное время суток). Старайтесь не привлекать к работе детей – у них в короткое время может развиться близорукость.


Создать бесплатный сайт с uCoz