История бусинок на Руси
Предшественником бисера в России был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
В начале XX века украинский археолог Хвойко решил произвести раскопки на месте древнего киевского пепелища от пожара, происшедшего 900 лет назад. Среди других находок они обнаружили остатки стеклоделательной мастерской с изделиями киевских стекловаров - стеклянные браслеты и кольца различных цветов - голубые, синие, зеленые, желтые, фиолетовые, чёрные, большое количество стеклянных бус. Так было установлено, что же в XI в. в Киеве работали небольшие стекольные мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах.
С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. Он написал поэтическое "О пользе Стекла".
В 50-х гг. М.В. Ломоносов получил на своей фабрике, расположенной под Петербургом в Усть-Рудице, первую стеклянную продукцию. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского ученого. Некоторые виды бисера и стекляруса Ломоносовской фабрики не имели иностранных аналогов. Но вскоре после смерти Ломоносова, в 1768 г., фабрика закрылась.
Для русского искусства XVIII в. было характерно "гутное стекло". Это стекло изготавливалось путем свободного выдувания и лепки на небольших заводах, а затем такие изделия расписывались эмалевыми красками. Также в России в это время выпускалось прозрачное светлое стекло, декорируемое гравировкой и выпускавшееся Императорским заводом; на нем же позднее выпускалось потом и т.н. "молочное стекло". Также в России известна особая бриллиантовая огранка стекла ("русский камень"). А уже в XIX в. в России возникло наибольшее увлечение гигантскими размерами изделий - изготавливались огромные хрустальные канделябры, детали архитектурного декора и т.д.
В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.
В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. . Вышиванием бисером занимались даже царские дочери. Чаще всего бисер и небольшие бусинки использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из прислуги. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными и вольнонаемными мастерицами в небольших мастерских.
И в городах, и в дворянских усадьбах был распространен обычай дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бусин и бисера своими руками. Кроме того, изделия предназначались для благочестивых вкладов или пользовались в домашнем обиходе.
Область применения стеклянных бусинок и бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака. Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауеме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогие бисер и бусины, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
В мятущийся ХХ век российским мастерицам было не до бусиничного рукоделия – революция, две войны, железный занавес, перестройка. Но даже в смутные революционные времена интерес к этому искусству не угас. С начала 20 века бисер прочно утвердился в мире моды. Бисером и стеклярусом украшали платья, накидки, сумочки.
В 60-е годы бисерные фенечки стали неотъемлемым атрибутом хиппующей молодежи.
Современный всплеск интереса во многом обусловлен мировой популярностью hand made бижутерии, которая захлестнула и нашу родину от любителей до профи высокой моды. Например, Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой.
История стеклянных бусин
Самая древняя стеклянная бусина – маленький кусочек прозрачного синего стекла – была найдена в южной Месопотамии и датируется 2340-2180 годами до н.э. Стеклянные украшения Месопотамии были очень дорогими и являлись признаками высокого статуса своего владельца. Начало производства стеклянных бусин в Египте датируется 2181-2160 годами до н.э., хотя настоящий всплеск спроса на них возник в 1400 гг. до н.э. Египтяне называли стекло «камень, который течет» и использовали его для имитации драгоценных камней, например, высоко ценимой ляпис-лазури и бирюзы. На вид эти бусины были матовыми, непрозрачными и весьма походили на свои образцы, причем, учитывая сложность производства, стоили они немногим дешевле натуральных камней. Принято считать, что именно египетские мастера первыми создали бусины под названием «египетский фаянс» – стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвета, они наплавляли на кусочки кварца и покрывали глазурью. Эти бусины ценились очень высоко, и фараоны носили их в оправе из золота, считая своими амулетами.Позже в Египте появились методы, ставшие базовыми для производства бусин – выдувание и мозаичный способ, закаление и обжиг в печи.. Египетские стекольщики владели и тем, что сейчас называется техникой лэмпворк - наматыванием раскаленного стекла на основу, умели использовать маленькие стеклянные частички при инкрустировании бусин. Стоит отметить также, что именно в Египте впервые возникли гильдии стеклодувов.\
Имеются свидетельства о том, что производство бусин было налажено в Средиземноморье, в частности, на территории Финикии. С 1200 года до нашей эры финикийские бусины производились как для собственных нужд, так и для меновой торговли. Характерная особенность финикийских украшений – уникальные бусины с изображением головы человека, – эти же бусины охотно покупали жившие по соседству этруски. Они использовали разноцветные стеклянные финикийские бусины в сочетании с золотыми бусинами неправильной формы собственного производства. Индия также сыграла немалую роль в истории производства стекла – известно, что там еще в 4 году до н.э. из стекла делали фальшивые драгоценные камни, а первое массовое производство стеклянных бусин располагалось на острове Цейлон. Принято считать, что именно в Индии впервые возник метод использования бусин с использованием золотой и серебряной фольги. При раскопках в портовом городе Арикамеду, бывшем центром производства и экспорта бусин, археологи обнаружили свидетельства того, что индийские мастера использовали технологии вытягивания и нарезания стекла. Китай был знаменит утерянной технологией изготовления стеклянных бусин с роговыми отростками , раскрашенными в виде глаз, так называемый «китайский глаз». Эти бусины производились в период с 4 до 1 века до н.э., современные бусины в этом стиле производятся по технологии лэмпворк.
В 100-400 гг. н.э. в эпоху расцвета Римской империи мастерские по производству стекла существовали по всей ее территории - современные Сирия, Египет, Италия, Франция, Англия. Однако, в самом Риме, предположительно, стекло не производили. В этот период совершенствовались уже существующие техники работы со стеклом и изобретались новые. Одним из наиболее значительных новшеств было изобретение в первом столетии нашей эры стеклодувной трубочки, которая позволила мастерам расширять бусину изнутри, уменьшая таким образом ее вес. Стекло выдувалось в желаемую форму, и именно эта техника стала доминирующей в работе со стеклом с тех пор.В 400 году до н.э. самым оживленным центром изготовления бусин и бисера была Александрия, где вновь изобрели технику «мозаичного стекла», основой которой было использование полых или цельных стеклянных трубочек разных цветов. Важным открытием стала двуокись марганца или, так называемое «мыло для стекла» , используя которое, римские мастера научились очищать стекло от цветных примесей.Бусины, изготовленные на территории Римской империи до 400 г. н. э., высоко ценились благодаря качеству обработки и богатой цветовой гамме. В частности, именно александрийским бусам пытались подражать венецианские стеклодувы.
С 600 г. н.э. центры художественного стеклоделия сосредоточились в Византии, где основное внимание уделялось производству цветного непрозрачного стекла, из которого делали посуду и смальты для настенных мозаик. Византийские мозаики знамениты особенной техникой укладки, характеризующейся выкладкой узора из небольших цветных кусочков непрозрачного стекла квадратной или прямоугольной формы. Но стеклянные бусины производили в том числе в качестве украшений и предметов торговли. В античный период центрами производства стекла, а следовательно, и бусин, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Здесь применяли новые технические приемы, появились известные бусины "с глазком", "с изгибом", "с зубчиками" и "с перышком". Перьевой узор состоит из тонких линий клином уходящих вниз. Эти бусины были довольно сложны в производстве, поэтому они высоко ценились и использовались в качестве денежных бусин. После падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок, остались лишь небольшие, нерегулярно действующие центры по обработке стекла в Малой Азии.
Наиболее значительную роль в производстве бусин сыграла Венеция, мастера которой сумели взять на вооружение все технические приемы обработки стекла, созданные мастерами предшествующих поколений. Создание бусин превратилось в настоящее искусство, секреты которого тщательно охранялись от посторонних. В конце XIII века был издан указ о том, что все печи в других итальянских городах должны были быть разрушены, а стекольное производство перенесено на небольшой остров под названием Мурано. Основной причиной подобного решения власти объявили высокую вероятность пожаров в городе. Но реальная причина была в необходимости сохранения тайны производства стекла, и позже, в 1275 году Сенат запретил даже вывоз сырья и осколков необработанного стекла, чтобы никто не мог определить его состав. Во второй половине 15 века родились новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки и затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму. Венецианские мастера повторно изобрели процесс создания многоцветных стеклянных трубочек «миллефиори» и способа обработки стекла, получившего тогда название «над огнем» или «над лампой». При новом способе использовали цельную, а не полую, стеклянную трубку, и изготовлялся бисер над огнем лампы. Этот способ производства позволил получить разнообразные по цвету, форме и размерам бисерины. Вплоть до 17 века остров Мурано был единственным в Европе местом, где производили бисер и бусины. Венецианский бисер очень высоко ценился и приобрел мировую известность.
Долгое время никто не мог ставить конкуренцию венецианским стеклоделам. Во многих европейских странах предпринимались попытки основать производство стекла, но их изделия уступали качеству венецианских. Только в 18 веке многочисленные попытки мастеров Тюрингии разгадать тайны венецианцев привели к изобретению легких дутых стеклянных бус - предшественников современных елочных украшений. А затем в Чехии талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера. Более того, они научились гранить его и покрывать эмалями. Так наступил период популярности особого чешского стекла. На сегодняшний день Чехия, наряду с Австрией и Швейцарией, занимающимися производством кристаллов с примесью свинца, имеющих разнообразные покрытия и эффекты, продолжает быть лидером европейского рынка стеклянных бусин. Наряду со стеклянными кристаллами, современные технологии производства бусин включают в себя изготовления дихроичного и фумигованного стекла, а также стекла в технике фьюзинг.
Бусинка к бусинке...
История украшений — составная часть истории культуры, истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. На рисунках эпохи неолита встречаются изображения обнаженных людей с ожерельями. Археологи находят предметы, служившие как украшения, в раскопках самых древнейших цивилизаций. Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а средством общения с божествами и духами. Как это ни покажется сейчас странным, носили их чаще мужчины. Амулеты, бусы, ожерелья и фигурки должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. Без них не обходились шаманы, знахари и колдуны. Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации, сохранили эти традиции до сегодняшнего дня. Первые исследователи Америки оставили много описаний использования бус индейцами. Путешественники, попавшие в Америку с Русской морской экспедицией, так описывали совет индейцев-ирокезов. Перед принятием важных решений вождь рассказывал предания племени, перебирая снизки белых и лиловых бус из выточенных раковин, скрепленные в широкие связки или нашитые на полосы ткани из лубяных волокон. Такие снизки бус известны в литературе под названием вампум. Вампум имели право носить только мужчины, надевая его как пояс или перекидывая через плечо. Вампум также служил знаком полномочия гонцов и послов, отправлявшихся в соседние племена. Он был символом доверия и обязательством держать обещания. С приходом колонизаторов вампум стал единицей обмена. Индейцы, чтобы защитить дом и пищу от злых сил, украшали бусами и предметы домашнего обихода. В традиционные водонепроницаемые корзины из травы они вплетали раковинные и перламутровые бусинки. Бусы из костей птиц и перламутра нашивали на одежду, серьги, сетки для волос. С появлением бисера его начали использовать вместо привычных материалов, сохраняя традиционные приемы работы. Ритуальные пояса, налобные повязки, детские колыбельки, табакерки и многое другое стали украшать стеклянными бусинками. Стремясь защитить отверстия, через которые, по их представлениям, могли проникнуть в тело злые духи, индейцы продевали через нос и нижнюю губу снизки бус, а край уха унизывали многочисленными бусинками. Сегодня некоторые молодые люди в погоне за экстравагантной модой очень напоминают тех индейцев! Назначение украшений не ограничивалось защитой от злых сил. Они стали выполнять и роль «визитной карточки» владельца, помогая ему выделиться из общей массы соплеменников, обратить на себя внимание. Люди встречали друг друга «по одежке». По внешнему виду человека, по покрою одежды, по орнаменту вышивки или форме украшений судили не только о достатке человека, но и о его месте жительства, общественном статусе, составе семьи, роде занятий. Позже украшение стало выражением жизненного благополучия, видного положения в обществе, богатства, а также определенных черт характера, например кокетливости. Но и своего эстетического, декоративного значения украшения никогда не утрачивали. Человеку всегда хотелось, чтобы его заметили, запомнили. Наряжаясь, мы по-прежнему стремимся выделиться из толпы, проявить свое «я». С развитием фабричного производства, расширением торговых и культурных связей унифицируется мода во всем мире, теряются национальные особенности, стираются социальные отличия. Трудно представить себе, чтобы в прошлые века принцесса вышла на улицу, одетая как коренной житель Южной Африки. В наше время никто не удивляется, увидев по телевизору сначала туземца в джинсах и в рубашке с короткими рукавами, а в следующем сюжете - юную представительницу королевской семьи, одетую примерно так же. Ушли в прошлое различия в костюмах замужней и незамужней женщины. Уже далеко не всегда можно отличить по одежде жителей сельской и городской местностей, представителей разных народов. В большинстве стран мира люди носят одежду современного европейского покроя. Она удобна и практична. Но ее однообразие вызывает внутренний протест. Хочется отойти от стереотипа, заявить о своей индивидуальности. Поэтому все большей популярностью пользуются изделия, выполненные вручную. Кроме того, многие и сегодня наделяют эти милые сердцу вещицы чудесными свойствами талисманов, способными уберечь нас от дурного глаза и болезней. Во все времена мужчины, стремясь украсить себя, не отставали от женщин. Многие виды украшений, ставшие позднее преимущественно женскими, изначально носились мужчинами. Например, браслеты у германских воинов считались символом доблести и одновременно служили защитой в бою. Как ни странно, серьги также были мужским украшением. Из документов известно, что русские князья носили серьги, часто только в одном ухе. Так, великий князь Иоанн II Кроткий завещал своим сыновьям Дмитрию (впоследствии Донскому) и Ивану по одной серьге с жемчугом. В Европе традиция носить серьги долго бытовала среди военных, моряков и пиратов. В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам мужских кафтанов — «козырям». Их украшали пышно, отделывая вышивкой шелком, жемчугом, бисером и камнями. Иногда они были съемными. Бисер, жемчуг, пиленый перламутр использовали не только для изготовления ожерелий и серег, отделки платья и головных уборов, но и для церковных одеяний и утвари, переплетов книг, разных утилитарных предметов. Привозной, очень нарядный бисер ценился высоко и нередко соседствовал с драгоценными камнями и золотом. Но были и исключительно женские украшения - кокошники; головной убор русских красавиц густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. На лоб спускалась поднизь - сетка из бисера, стекляруса или перламутра. В Псковской губернии кокошники украшали большими (размером с яйцо) шишками из бисера и жемчуга. На юге России бисером, бусинками, лентами расшивали поневу - верхнюю юбку.